VR-технологии в бизнесе и для бизнеса

Артём Анищенко
CTO, сo-founder студии Digital Oxygen

Термин «виртуальная реальность» появился не вчера. Мы живем в веке виртуальной реальности – она уже давно не ограничивается развлекательным сегментом. Человечество общается, учится, познает мир при помощи VR-технологий. А также делает бизнес. И именно от бизнеса зависит как именно все остальные будут использовать виртуальную реальность, ведь VR все чаще используется как инструмент предпринимателя.

Где используются технологии виртуальной реальности

VR-технологии могут использоваться практически где угодно, иногда – в совершенно неожиданных отраслях промышленности и сферы услуг (например VR для разговоров с умершими или медицинских операции с помощью ВР) или в малом бизнесе. Не в последнюю очередь на их развитие оказало торжественное шествие «удаленки» по планете – работать удаленно стало обыденностью после пандемии коронавируса. Пандемия прошла, а удаленная работа осталась. Впрочем, тренды пока еще диктует индустрия развлечений.

Компьютерные (и не только) игры

Консервативно настроенные граждане до сих пор считают VR-технологии «какими-то игрульками».  Основания для этого есть – именно игроделы первыми сделали виртуальную и дополненную реальность обыденностью.

Речь идет не только о компьютерных играх в классическом понимании, но и о комбинированных играх, в которых реальность виртуальная является лишь дополнением к игровому процессу. Также нельзя упомянуть о симуляторах, которые перестали быть «только играми» еще до того, как появились VR-технологии. Сейчас они используются для обучения судоводителей, пилотов, операторов тяжелой техники.

Проектирование, строительные работы

Именно архитекторы с дизайнерами, а в широком смысле проектировщики вообще, стали теми, кто первыми осознали удобство использования VR-технологий в работе. Их главное преимущество – наглядность и полное погружение. Можно увидеть  и даже «потрогать» то, что еще находится только на стадии проекта.

Это удобно не только для демонстрации проекта, но и для работы над ним. Все недочеты становятся заметнее, чем на двухмерном или даже трехмерном чертеже. Подобного рода моделирование может использоваться как в масштабах одного небольшого проекта, так и в масштабах жилого комплекса, микрорайона, города.

Производственные процессы

VR – это удобный инструмент, который сейчас активно интегрируется в промышленность, причем, даже такую, которая вроде бы с хай-теком напрямую не связана. Например, в автомобилестроении при помощи VR-технологий можно не только корректировать дизайн и проектировать новые модели авто, но и проводить первичные краш-тесты.

Виртуальная реальность позволяет заранее, перед созданием, проработать все нюансы, связанные со строительством, запуском и эксплуатацией новой производственной линии, реконструкцией доменной печи, ремонтом теплохода.

Добыча полезных ископаемых

Без виртуальных моделей с геоинформационными данными отрасль, наверное, уже сложно представить. Добыча полезных ископаемых связана с очень масштабными, дорогими работами, которые для начала логично протестировать на виртуальной модели. Кроме того, VR — это еще и моделирование местоположения будущих карьеров, скважин, шахт на основе геофизического анализа данных.

Профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации

Чем ответственнее работа, тем большее внимание уделяется обучению действиям в штатных и нештатных ситуациях. Виртуальная реальность позволяет воссоздать эти ситуации до мелочей и с полным погружением сотрудника в моделируемую действительность.

Пока подобного рода курсы больше ассоциируются с людьми, управляющими дорогостоящими машинами, автоматическими производственными линиями, электростанциями. Но все чаще появляются VR-программы, ориентированные на менеджеров, складских работников.

Основное и высшее образование в рамках стандартных программ

VR-технологии появляются в школах, чаще – в университетах, особенно престижных. Когда эти технологии станут доступнее, провести в виртуальной реальности сложный эксперимент, слетать в космос, познакомиться с растительностью Амазонки может и обычный восьмиклассник из провинциального городка.

Кроме того, VR-технологии делают дистанционную коммуникацию еще более «реальной». Программы и тренинги, позволяющие присутствовать в одном виртуальном пространстве людям из разных точек планеты уже существуют.

Обучение медицинского персонала, здравоохранение

В здравоохранении VR-программы позволяют моделировать сложную операцию. Но постепенно их внедряют и для обучения среднего и даже младшего медицинского персонала, а также других лиц, которым нужны навыки экстренной медицины – военных, спасателей.

VR уже ограниченно применяется непосредственно во врачебной практике. Это лечение фобий и ПТСР, психических расстройств, обезболивание, немедикаментозная терапия.

Массовые мероприятия, развлечения, искусство

Выставки и представления в режиме виртуальной реальности – это в буквальном смысле новая эра не только для музеев, театров и разного рода шоу, но и для самих артистов, художников, музыкантов.

В скором времени любой желающий сможет увидеть Колизей, сходить на выставку, посетить концерт, находясь в собственной квартире. Более того – он сможет прогуляться по древностям в реконструированном виде.

Знакомство с другими городами и странами

Туризм при помощи VR развивается по двум направлениям. Во-первых, виртуальная реальность позволяет туристу «побывать» там, куда попасть либо слишком сложно, либо слишком дорого, либо слишком опасно. Джунгли Амазонки, северный склон вершины К2, пекло пустыни Сахара.

В теории, конечно, весело размышлять о том, что когда-нибудь будешь бегать наперегонки с леопардом, но на практике большинство здравомыслящих туристов предпочтут сделать это в виртуальной реальности.

Во-вторых, виртуальная реальность – это хороший способ презентации классических туристических маршрутов. Можно познакомиться с Парижем и Токио, побывать у водопада Виктория,  ощутить прелесть улиц Вены. В этом случае виртуальная реальность может быть как альтернативой реальному путешествию, так и его началом.

Новые возможности для онлайн-маркетинга, digital-маркетинг

Обычным магазинам в скором времени придется не просто потесниться, но и уступить лидерство покупкам в сети. Но онлайн-шопинг связан с некоторым риском – нельзя быть полностью уверенным в том, что покупка, особенно предмет интерьера или одежда, окажется подходящей. Но VR-технологии в скором времени это исправят…

Сейчас же VR используется для презентаций крупных проектов для солидных инвесторов или государства.

Профессиональный и любительский спорт

Виртуальная реальность применятся как в спорте, связанном со сложными, опасными для здоровья элементами программы – фигурное катание, спортивная гимнастика, скалолазание, так и в спорте высокотехнологичном – автогонки, яхтинг.

Кроме того, VR-технологии позволяют быстрее и качественнее обучать новичков спортивным азам. Прежде всего, отрабатывать базовые элементы. Отсутствие которых, зачастую, ставит крест на дальнейшем развитии.

Задачи, которые уже решаются в бизнесе при помощи VR

На данный момент существует 3 основных направления, по которым бизнес использует VR-технологии.

  1. Digital-реклама и ATL-реклама.  На данный момент использование VR в этом направлении ограничивается, в основном, демонстрацией инновационности продукта. Также таким образом можно стимулировать посещение оффлайн-офиса, например.
  2. BTL-коммуникации, продажи. Прежде всего, речь идет о крупных выставках, масштабных презентациях, конференциях. На таких мероприятиях бизнес не жалеет средств, стремясь обойти конкурентов. На масштабных выставках с VR-технологиями может познакомиться не только потенциальный крупный клиент, но и обычный посетитель.
  3. Коммуникация и обучение внутри бизнеса. При помощи VR-технологий можно отработать и улучшить практически любое взаимодействие сотрудников. Такие технологии уже показали себя эффективнее традиционных обучающих стендов.

Чем доступнее станут VR-устройства, тем большее значение будут приобретать все три направления. И как только взаимодействие с потенциальным потребителем в VR-пространстве станет доступнее, весь бизнес неизбежно направится именно туда.

Сложности, связанные с внедрением и использованием VR-технологий в бизнесе

Проблемы использования VR в бизнесе, в целом, слабо отличаются от проблем использования таких технологий в развлекательном сегменте.

  1. VR-устройств по-прежнему недостаточно, они по-прежнему мало знакомы. Далеко не каждый сотрудник может иметь такое устройство и уверенно им пользуется. Если же говорить о потребителях, то ситуация выглядит еще более плачевной. Таким образом, взаимодействовать с клиентами при помощи VR пока нелегко.
  2. VR-устройства по-прежнему недостаточно технически совершенны. Прежде всего, речь идет об brain sickness  эффекте (термин, который иногда используется для описания симптомов, похожих на морскую болезнь или укачивание, возникающих у некоторых людей при использовании VR-устройств), устройства неудобно носить, особенно длительное время, у них есть провода. Некоторые пользователи жалуются на тошноту. Со временем все это будет отработано, но прямо сейчас создает некоторые неудобства.
  3. Как и любая технология, находящаяся на стадии быстрого развития, VR имеет «болезни роста» – ограничение в функционале, низкое по сравнению с традиционными технологиями качество графики. Кроме того, некоторые элементы технологии виртуальной реальности могут очень быстро устареть.
  4. Так как большинство сотрудников вряд ли умеет использовать VR-технологии достаточно квалифицированно, персонал придется обучать. И ему потребуется время для того, чтобы привыкнуть к новым условиям работы. Для бизнеса, в котором многие задачи надо решать имеющимися средствами «здесь и сейчас» подобного рода реорганизация может оказаться весьма болезненной.

Несмотря на очевидную перспективность направления, использование VR-технологий в бизнесе все еще сталкивается с рядом «детских» болезней. Тем не менее, компании, начавшие внедрять эти технологии прямо сейчас, получат ряд преимуществ перед бизнесменами, решившими подождать, пока VR станет дешевле, привычней и эффективней.

VR-системы, присутствующие на рынке

Прогресс в области технологий виртуальной реальности уже толкнул производителей к созданию более чем одного типа VR-устройств.

Мобильный VR

Многокомпонентное устройство состоит из смартфона, который вставляется в шлем, исполняющий роль гарнитуры. Наиболее понятное для пользователей смартфона устройство, но очень ограниченное по возможностям. Мобильный VR больше подходит для знакомства с технологиями виртуальной реальности.

Standalone

Standalone VR-шлемы — это автономное устройство для создания виртуальной реальности. Все необходимые компоненты – процессор, динамики, дисплеи находятся в одном ЦПУ-шлеме. Именно такие шлемы и ассоциируются сейчас с устройствами для создания виртуальной реальности.

VR для персональных компьютеров

Шлем или очки подключаются не к смартфону, а к ПК. К преимуществам системы относится большая производственная способность. Например, мощность ПК уже сейчас позволяет полноценно использовать пространственные джойстики.

Перспективы VR-технологий

Наблюдавшийся в связи с пандемией коронавируса спад продаж VR-устройств, продолжившийся и в 2023 году, сменится ростом, уверены специалисты IDC. В 2024-ом они прогнозируют рост на 46,8% (источник).

Сомневаться в том, что, несмотря на сложности роста, уже в ближайшем будущем VR-технологии будут использоваться бизнесом повсеместно не приходится. Эксперты спорят лишь о том насколько это актуально для России прямо сейчас.

Пока еще очень сложно прогнозировать результат внедрения VR-технологий. Прежде всего из-за невозможности прогнозировать реакцию на них потребителей.  При таком неопределенном результате бизнес все еще, зачастую, опасается недостаточно качественного софта, высокой стоимости переобучения персонала и самих устройств.

Но это проблемы любой новой технологии. Учитывая темпы развития  виртуальной реальности, задумываться о внедрении VR  в бизнес лучше прямо сейчас, ориентируясь на поколение Z.

Предыдущая статьяСледующая статья
5(2)
134
11–15 минут
    Вам может быть интересно
    Этапы разработки мобильных приложений
    Мобильные приложения улучшают нашу жизнь...
    Сколько стоит создать мобильное приложение?
    Компания Digital Oxygen занимает лидирую...
    Сколько стоит создать приложение для iOS
    Итак, вы решили разработать мобильное пр...
    Разработка игр под Android
    Разработка игр для Android — работа мечт...
    Да кто такой этот ваш User flow?
    Имея на руках бизнес-цель, мы можем сфор...
    Делайте ставку на профессионализм: почему заказчики обращаются в студии разработки
    Современный мир невозможно представить б...
    Стоимость разработки приложения для Android

    В 2023 году количество активных польз

    ...
    Привлечь новых клиентов в уже существующий бизнес

    Мобильные приложения помогают продвин

    ...
    Разработка мобильного приложения

    Когда вы задумываетесь о разработке м

    ...
    Разработка игрового приложения

    Создание мобильных игр приносит колос

    ...
    Разработка AR-приложения

    AR-приложение может стать вашим конку

    ...
    Мы в жюри престижной премии Workspace Digital Awards
    Артём Анищенко - CTO, сo-founder студии ...
    «Красивый город» и 3-е место на премии Workspace Digital Awards
    Команда Digital Oxygen заняла третье мес...
    Геймификации в работе, HR и мотивации персонала
    Расскажем об особенностях геймификации, ...
    Этапы создания игры и внедрения игровых механик в b2b
    Что нужно, чтобы качественно геймифициро...
    Дополненная реальность AR в маркетинге и рекламе
    Технологии виртуальной реальности AR в п...
    AR-технологии - что такое и как использовать в бизнесе
    Технологии дополненной реальности размыл...
    Геймификация в сфере финтех технологий
    В последние два десятилетия массовое вне...
    Разработка промо-игр для брендов и компаний
    Промо-игры — еще один эффективный инстру...
    Геймификация приложений
    Благодаря геймификации мобильных приложе...
    Тенденции и прогнозы AR/VR на ближайшие годы
    Появление дополненной и виртуальной реал...
    Сколько стоит решение с дополненной реальностью
    Разработка приложений дополненной реальн...
    Геймификация в бизнесе
    Рассмотрим, как игровые техники могут бы...
    VR интерактивные презентации: выход на новый уровень взаимодействия с публикой
    Виртуальная реальность давно вышла за пр...
    Метрики геймификации: как оценить эффективность игровых механик
    Геймификация — мощный инструмент для вов...