Термин «виртуальная реальность» появился не вчера. Мы живем в веке виртуальной реальности – она уже давно не ограничивается развлекательным сегментом. Человечество общается, учится, познает мир при помощи VR-технологий. А также делает бизнес. И именно от бизнеса зависит как именно все остальные будут использовать виртуальную реальность, ведь VR все чаще используется как инструмент предпринимателя.
Где используются технологии виртуальной реальности
VR-технологии могут использоваться практически где угодно, иногда – в совершенно неожиданных отраслях промышленности и сферы услуг (например VR для разговоров с умершими или медицинских операции с помощью ВР) или в малом бизнесе. Не в последнюю очередь на их развитие оказало торжественное шествие «удаленки» по планете – работать удаленно стало обыденностью после пандемии коронавируса. Пандемия прошла, а удаленная работа осталась. Впрочем, тренды пока еще диктует индустрия развлечений.
Компьютерные (и не только) игры
Консервативно настроенные граждане до сих пор считают VR-технологии «какими-то игрульками». Основания для этого есть – именно игроделы первыми сделали виртуальную и дополненную реальность обыденностью.
Речь идет не только о компьютерных играх в классическом понимании, но и о комбинированных играх, в которых реальность виртуальная является лишь дополнением к игровому процессу. Также нельзя упомянуть о симуляторах, которые перестали быть «только играми» еще до того, как появились VR-технологии. Сейчас они используются для обучения судоводителей, пилотов, операторов тяжелой техники.
Проектирование, строительные работы
Именно архитекторы с дизайнерами, а в широком смысле проектировщики вообще, стали теми, кто первыми осознали удобство использования VR-технологий в работе. Их главное преимущество – наглядность и полное погружение. Можно увидеть и даже «потрогать» то, что еще находится только на стадии проекта.
Это удобно не только для демонстрации проекта, но и для работы над ним. Все недочеты становятся заметнее, чем на двухмерном или даже трехмерном чертеже. Подобного рода моделирование может использоваться как в масштабах одного небольшого проекта, так и в масштабах жилого комплекса, микрорайона, города.
Производственные процессы
VR – это удобный инструмент, который сейчас активно интегрируется в промышленность, причем, даже такую, которая вроде бы с хай-теком напрямую не связана. Например, в автомобилестроении при помощи VR-технологий можно не только корректировать дизайн и проектировать новые модели авто, но и проводить первичные краш-тесты.
Виртуальная реальность позволяет заранее, перед созданием, проработать все нюансы, связанные со строительством, запуском и эксплуатацией новой производственной линии, реконструкцией доменной печи, ремонтом теплохода.
Добыча полезных ископаемых
Без виртуальных моделей с геоинформационными данными отрасль, наверное, уже сложно представить. Добыча полезных ископаемых связана с очень масштабными, дорогими работами, которые для начала логично протестировать на виртуальной модели. Кроме того, VR — это еще и моделирование местоположения будущих карьеров, скважин, шахт на основе геофизического анализа данных.
Профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации
Чем ответственнее работа, тем большее внимание уделяется обучению действиям в штатных и нештатных ситуациях. Виртуальная реальность позволяет воссоздать эти ситуации до мелочей и с полным погружением сотрудника в моделируемую действительность.
Пока подобного рода курсы больше ассоциируются с людьми, управляющими дорогостоящими машинами, автоматическими производственными линиями, электростанциями. Но все чаще появляются VR-программы, ориентированные на менеджеров, складских работников.
Основное и высшее образование в рамках стандартных программ
VR-технологии появляются в школах, чаще – в университетах, особенно престижных. Когда эти технологии станут доступнее, провести в виртуальной реальности сложный эксперимент, слетать в космос, познакомиться с растительностью Амазонки может и обычный восьмиклассник из провинциального городка.
Кроме того, VR-технологии делают дистанционную коммуникацию еще более «реальной». Программы и тренинги, позволяющие присутствовать в одном виртуальном пространстве людям из разных точек планеты уже существуют.
Обучение медицинского персонала, здравоохранение
В здравоохранении VR-программы позволяют моделировать сложную операцию. Но постепенно их внедряют и для обучения среднего и даже младшего медицинского персонала, а также других лиц, которым нужны навыки экстренной медицины – военных, спасателей.
VR уже ограниченно применяется непосредственно во врачебной практике. Это лечение фобий и ПТСР, психических расстройств, обезболивание, немедикаментозная терапия.
Массовые мероприятия, развлечения, искусство
Выставки и представления в режиме виртуальной реальности – это в буквальном смысле новая эра не только для музеев, театров и разного рода шоу, но и для самих артистов, художников, музыкантов.
В скором времени любой желающий сможет увидеть Колизей, сходить на выставку, посетить концерт, находясь в собственной квартире. Более того – он сможет прогуляться по древностям в реконструированном виде.
Знакомство с другими городами и странами
Туризм при помощи VR развивается по двум направлениям. Во-первых, виртуальная реальность позволяет туристу «побывать» там, куда попасть либо слишком сложно, либо слишком дорого, либо слишком опасно. Джунгли Амазонки, северный склон вершины К2, пекло пустыни Сахара.
В теории, конечно, весело размышлять о том, что когда-нибудь будешь бегать наперегонки с леопардом, но на практике большинство здравомыслящих туристов предпочтут сделать это в виртуальной реальности.
Во-вторых, виртуальная реальность – это хороший способ презентации классических туристических маршрутов. Можно познакомиться с Парижем и Токио, побывать у водопада Виктория, ощутить прелесть улиц Вены. В этом случае виртуальная реальность может быть как альтернативой реальному путешествию, так и его началом.
Новые возможности для онлайн-маркетинга, digital-маркетинг
Обычным магазинам в скором времени придется не просто потесниться, но и уступить лидерство покупкам в сети. Но онлайн-шопинг связан с некоторым риском – нельзя быть полностью уверенным в том, что покупка, особенно предмет интерьера или одежда, окажется подходящей. Но VR-технологии в скором времени это исправят…
Сейчас же VR используется для презентаций крупных проектов для солидных инвесторов или государства.
Профессиональный и любительский спорт
Виртуальная реальность применятся как в спорте, связанном со сложными, опасными для здоровья элементами программы – фигурное катание, спортивная гимнастика, скалолазание, так и в спорте высокотехнологичном – автогонки, яхтинг.
Кроме того, VR-технологии позволяют быстрее и качественнее обучать новичков спортивным азам. Прежде всего, отрабатывать базовые элементы. Отсутствие которых, зачастую, ставит крест на дальнейшем развитии.
Задачи, которые уже решаются в бизнесе при помощи VR
На данный момент существует 3 основных направления, по которым бизнес использует VR-технологии.
- Digital-реклама и ATL-реклама. На данный момент использование VR в этом направлении ограничивается, в основном, демонстрацией инновационности продукта. Также таким образом можно стимулировать посещение оффлайн-офиса, например.
- BTL-коммуникации, продажи. Прежде всего, речь идет о крупных выставках, масштабных презентациях, конференциях. На таких мероприятиях бизнес не жалеет средств, стремясь обойти конкурентов. На масштабных выставках с VR-технологиями может познакомиться не только потенциальный крупный клиент, но и обычный посетитель.
- Коммуникация и обучение внутри бизнеса. При помощи VR-технологий можно отработать и улучшить практически любое взаимодействие сотрудников. Такие технологии уже показали себя эффективнее традиционных обучающих стендов.
Чем доступнее станут VR-устройства, тем большее значение будут приобретать все три направления. И как только взаимодействие с потенциальным потребителем в VR-пространстве станет доступнее, весь бизнес неизбежно направится именно туда.
Сложности, связанные с внедрением и использованием VR-технологий в бизнесе
Проблемы использования VR в бизнесе, в целом, слабо отличаются от проблем использования таких технологий в развлекательном сегменте.
- VR-устройств по-прежнему недостаточно, они по-прежнему мало знакомы. Далеко не каждый сотрудник может иметь такое устройство и уверенно им пользуется. Если же говорить о потребителях, то ситуация выглядит еще более плачевной. Таким образом, взаимодействовать с клиентами при помощи VR пока нелегко.
- VR-устройства по-прежнему недостаточно технически совершенны. Прежде всего, речь идет об brain sickness эффекте (термин, который иногда используется для описания симптомов, похожих на морскую болезнь или укачивание, возникающих у некоторых людей при использовании VR-устройств), устройства неудобно носить, особенно длительное время, у них есть провода. Некоторые пользователи жалуются на тошноту. Со временем все это будет отработано, но прямо сейчас создает некоторые неудобства.
- Как и любая технология, находящаяся на стадии быстрого развития, VR имеет «болезни роста» – ограничение в функционале, низкое по сравнению с традиционными технологиями качество графики. Кроме того, некоторые элементы технологии виртуальной реальности могут очень быстро устареть.
- Так как большинство сотрудников вряд ли умеет использовать VR-технологии достаточно квалифицированно, персонал придется обучать. И ему потребуется время для того, чтобы привыкнуть к новым условиям работы. Для бизнеса, в котором многие задачи надо решать имеющимися средствами «здесь и сейчас» подобного рода реорганизация может оказаться весьма болезненной.
Несмотря на очевидную перспективность направления, использование VR-технологий в бизнесе все еще сталкивается с рядом «детских» болезней. Тем не менее, компании, начавшие внедрять эти технологии прямо сейчас, получат ряд преимуществ перед бизнесменами, решившими подождать, пока VR станет дешевле, привычней и эффективней.
VR-системы, присутствующие на рынке
Прогресс в области технологий виртуальной реальности уже толкнул производителей к созданию более чем одного типа VR-устройств.
Мобильный VR
Многокомпонентное устройство состоит из смартфона, который вставляется в шлем, исполняющий роль гарнитуры. Наиболее понятное для пользователей смартфона устройство, но очень ограниченное по возможностям. Мобильный VR больше подходит для знакомства с технологиями виртуальной реальности.
Standalone
Standalone VR-шлемы — это автономное устройство для создания виртуальной реальности. Все необходимые компоненты – процессор, динамики, дисплеи находятся в одном ЦПУ-шлеме. Именно такие шлемы и ассоциируются сейчас с устройствами для создания виртуальной реальности.
VR для персональных компьютеров
Шлем или очки подключаются не к смартфону, а к ПК. К преимуществам системы относится большая производственная способность. Например, мощность ПК уже сейчас позволяет полноценно использовать пространственные джойстики.
Перспективы VR-технологий
Наблюдавшийся в связи с пандемией коронавируса спад продаж VR-устройств, продолжившийся и в 2023 году, сменится ростом, уверены специалисты IDC. В 2024-ом они прогнозируют рост на 46,8% (источник).
Сомневаться в том, что, несмотря на сложности роста, уже в ближайшем будущем VR-технологии будут использоваться бизнесом повсеместно не приходится. Эксперты спорят лишь о том насколько это актуально для России прямо сейчас.
Пока еще очень сложно прогнозировать результат внедрения VR-технологий. Прежде всего из-за невозможности прогнозировать реакцию на них потребителей. При таком неопределенном результате бизнес все еще, зачастую, опасается недостаточно качественного софта, высокой стоимости переобучения персонала и самих устройств.
Но это проблемы любой новой технологии. Учитывая темпы развития виртуальной реальности, задумываться о внедрении VR в бизнес лучше прямо сейчас, ориентируясь на поколение Z.