Сегодня рассмотрим, как игровые техники могут быть полезны в бизнесе. Обсудим, какие задачи они способны решать и как поэтапно внедрить их в компанию.
Геймификация — это применение игровых элементов в деловой среде. Она делает взаимодействие сотрудников и клиентов с бизнесом более интересным, вызывает приятные эмоции и помогает удерживать внимание и повышать вовлеченность.
Как геймификация влияет на бизнес
Геймификация мотивирует сотрудников, привлекает клиентов, формирует их лояльность, а в конечном итоге позволяет увеличить доход компании.
Мотивация сотрудников
Рутинные задачи, такие как обучение или повышение квалификации, часто вызывают скуку, особенно у новичков. Геймификация в HR предлагает альтернативу: вместо принуждения сотрудники получают мотивацию, например, в виде соревнований по выполнению планов продаж, где победители получают награду. Тогда у них есть стимул выложиться по максимуму. А компания получает вовлеченных в результат сотрудников.
В реальной жизни страшно допустить ошибку, подвести команду. А в игре меньше напряжения и страха неудачи, поскольку всегда можно попробовать снова, вернуться к старту. Это снижает тревогу и помогает даже перфекционистам браться за сложные проекты и доводить их до конца.
Вовлеченность клиентов
Люди боятся пропустить что-то важное, интересное - это провоцирует синдром упущенной выгоды. Социальные сети построены именно на этом чувстве. Поэтому пользователи постоянно проверяют уведомления и обновляют ленту в поисках нового. Игра, как и социальные сети, привлекает интерес. Предлагая клиентам квесты или персонализированные конструкторы продуктов, можно увеличить их активность и создать положительный опыт, способствующий заключению сделок.
Чем больше времени пользователь проведет на сайте, в приложении, в чат-боте, тем больше приятных эмоций будет связано с вашей компанией. Он будет готов не только покупать, но и рекомендовать вас другим.
Лояльность
Неравнодушное отношение формируется на основе выгоды и эмоциональной привязанности. Игра дарит клиентам положительные эмоции, создает чувство общности и сплоченности, участники получают друг от друга социальное одобрение. Победители получают вдобавок вдохновение от победы. Точки касания с компанией, которые дарят приятные эмоции, снижают вероятность, что клиент перейдет к конкурентам. Даже если у них более выгодные условия сотрудничества и ниже расценки.
Геймификация формирует лояльность не только у клиентов, но и сотрудников компании. Лояльные сотрудники работают с вдохновением. Они понимают, что успех компании напрямую зависит от результатов их работы. Поэтому готовы выкладываться на максимум, искать новые способы увеличить прибыль и повысить продуктивность команды. Такой подход улучшает атмосферу в коллективе и создает высокий уровень сервиса. Если для сотрудника работа, как праздник, клиенты это чувствуют.
Прирост аудитории
Геймификация — эффективный способ привлечь новую аудиторию. Необычные интерактивные рекламные кампании пробивают баннерную слепоту и заставляют пользователя вовлечься. Игровые техники создают эффект новизны, о них хочется рассказать другим - поделиться с друзьями и в социальных сетях. Так формируют пользовательский контент. Аудитория выкладывает отзывы, обзоры - это бесплатная реклама вашей компании и социальное доказательство, что людям нравится с вами сотрудничать.
Монетизация
Геймификация помогает компании увеличить прибыль за счет лояльности и пользовательского контента. На сайт приходит заинтересованная аудитория, часть которой сразу становится клиентами. Игровая механика помогает сделать новых клиентов лояльными с высоким показателем LTV, то есть 1 человек покупает в компании несколько раз. Растет объем продаж и текущим клиентам, если геймификация настроена на работу с базой.
Основные принципы успешной геймификации
При разработке геймификации важно учесть ряд правил, чтобы не слить деньги и время впустую:
- Легкий старт. Участие в игре должно быть простым: минимизируйте препятствия для пользователя. Сделайте быструю понятную регистрацию в приложении или на сайте для входа в игру.
- Достижимые цели игры. Разделяйте процесс на небольшие шаги/уровни с промежуточными наградами, чтобы сохранить интерес пользователей и желание дойти до конца. Можно продумать основной приз, например, купон на определенную сумму, а за достижение каждого уровня давать пользователю небольшую скидку на продукцию компании.
- Конкуренция. Используйте рейтинги и демонстрируйте достижения реальных пользователей, чтобы усилить соревновательный дух. Люди не любят проигрывать и захотят обогнать соперников.
Преимущества и недостатки геймификации
Преимущества и бонусы игровой механики:
- Повышение мотивации команды, так как игра снижает ощущение рутины. Сотрудники ходят на работу не отбывать повинность, а приносить результат компании. Проходить уровни, получать рейтинг и награды - это увлекательно и помогает быстрее закрыть рабочие цели.
- Чувство безопасности: в игре можно пробовать, ошибаться, возвращаться на прежний уровень, не получая осуждения. Это дает свободу в действиях, без угрозы жизни, здоровью и статусу.
- Быстрая обратная связь и здоровая конкуренция среди сотрудников. Личные и командные рейтинги, доска почета, инфопанели с публикацией победителей развивают здоровую конкуренцию в коллективе.
- Возможность поиска нестандартных решений. Игровая механика расслабляет и открывает простор для творчества. В игре можно убрать рамки и проявить индивидуальность, попробовать новые стратегии. Это развивает в сотрудниках уверенность.
- Снижение напряженности в коллективе, так как геймификация делает работу интересной и устраняет потребность в конфликтах. Сотрудники увлечены, нет времени и повода, чтобы спорить друг с другом.
Но есть и недостатки:
- Финансовые затраты на разработку и внедрение механик, которым не сразу дадут окупаемость.
- Требуется время на адаптацию сотрудников к новым подходам, ведь привычнее действовать по старым сценариям.
Как внедрять игровые механики
Вначале четко определите задачу - какую проблему должна решить геймификация. Цель определяет средства. От нее отталкиваемся при выборе аудитории - кого нужно привлечь и какие игровые механики будут самыми эффективными. Не стоит сразу изобретать велосипед. Исследуйте готовые решения. Если есть подходящий вариант геймификации, адаптируйте его под свой проект. Иначе придется разрабатывать свое решение с нуля.
Для реализации проекта разрабатывается техническое задание. В нем подробно описывают проблему для решения которой запускают геймификацию, необходимые ресурсы, предлагаемое решение, сроки проекта и ожидания от внедрения. Планировать результат крайне важно, чтобы определить метрики для оценки эффективности. А для отдельных элементов игры разрабатывают решения для сбора статистики.
Следующий ключевой этап - тестирование. Результат сверяется с техническим заданием, анализируется логика уровней игры. Тщательно проверяются технические моменты, чтобы потом не подводили на этапе пользования. Геймификация внедряется итерационно, то есть действия повторяются многократно для достижения желаемого результата. После внедрения отслеживается эффективность игровых механик, их корректируют или дорабатывают при необходимости.
Итоговый этап - запуск геймификации на текущих клиентов. Если предложение не вызывает ажиотаж, стоит либо доработать систему призов, либо усилить тексты в рассылках.
Важно держать руку на пульсе и изучать игровые механики конкурентов. Можно найти интересное решение и внедрить детали в свой проект. Предложите конкурентам встретиться и обменяться опытом, так вы сможете усилить друг друга.
Геймификация поможет увеличить прибыль, повысить вовлеченность клиентов и сотрудников, упростить процессы внутри компании. Но помните, что игровые механики работают, как усилитель. Если не выстроена система продаж, одной геймификации будет недостаточно.
Попробуйте внедрить хотя бы простые игровые элементы в свой бизнес. Начните с рейтингов, доски достижений и постепенно оценивайте их эффект.
Если хотите делегировать работу специалистам, компания Digital Oxygen поможет пройти все этапы - от разработки решения до внедрения и оценки эффективности геймификации в вашем бизнесе. Опытная команда подберет оптимальные игровые механики, которые выделят вас среди конкурентов, привлекут целевую аудиторию и сделают ее вовлеченной и лояльной.
Рекомендуемые книги по теме:
- Вовлекай и властвуй: игровое мышление на службе бизнеса», Кевин Вербах и Дэн Хантер
- Геймификация в бизнесе», Гейб Зикерманн и Джоселин Линдер
- Actionable Gamification, Yu-kai Chou
- Gamify: How Gamification Motivates People to Do Extraordinary Things, Brian Burke
- Gamification by Design, Gabe Zichermann