Появление дополненной и виртуальной реальности стало настоящей революцией. Они изменили до неузнаваемости сразу несколько сфер: от развлечений и рекламы до проектирования и маркетинга. Рядовые пользователи и крупные компании синхронно захотели использовать эти технологии. Это стало триггером для инвесторов, которые начали вкладывать серьезные деньги в разработку соответствующих приложений.
С развитием технологии обозначилось ее влияние на деловую сферу. Причастные специалисты уже не могли обходиться без возможностей, которые открывали AR/VR-разработки. Иначе они рисковали в чистую проиграть конкуренцию.
Текущее состояние рынка позволяет говорить о том, что вскоре все предприниматели захотят быть частью указанной сферы. Дело в том, что даже по самым скромным подсчетам к 2030 году этот рынок приблизится к отметке 1274,4 миллиарда долларов США1. Эта цифра поражает воображение.
Далее представлены тенденции виртуальной и дополненной реальности, способные кардинально поменять взаимодействие между людьми. Более того, они станут значительным рывком к формированию цифродополненного пространства.
Что будет происходить с рынком AR/VR в ближайшем будущем?
Изначально виртуальная реальность рассматривалась в качестве одного из инструментов аппаратного обеспечения. Но постепенно специалисты увидели, что ее можно с большей эффективностью использовать в области разработки ПО. Вскоре после этого технология стала ключевой в следующих сферах:
- разработке приложений для промышленности и маркетинговых активностей;
- игровой индустрии;
- сфере развлечений.
Дополненная реальность привлекает внимание возможностью ее использования в улучшении окружающей действительности и бизнесе.
Международная компания по исследованиям и консалтингу IDC сделала ряд прогнозов относительно роста расходов на технологии дополненной и виртуальной реальности. Так, по итогам 2024 года они превысят $72 млрд. В дальнейшем заданный тренд сохранится — расходы продолжат расти по причине совершенствования технологий и появления новых устройств.
Крупнейшее исследовательское агентство Markets and Markets прогнозирует стремительный рост рынка виртуальной реальности. Цифры здесь вторичны, наибольшее значение имеют именно тенденции. Если рассматривать исключительно РФ, то здесь вероятны следующие изменения2:
- AR Software по итогам 2024 года будет ключевой составляющей рынка и достигнет $192 млн.
- За текущий год общие доходы от продаж в указанной сфере превысят $552 млн.
- Проникновение пользователей в эту сферу в 2024 году будет на уровне 13%, к 2029 году показатель вырастет почти до 45%.
- Общий охват к 2029 году превысит 63 млн. пользователей.
- Согласно CAGR, прирост объемов рынка в ближайшие пять лет будет на уровне 9%/год. В 2029 году он достигнет $855 млн.
- Каждый пользователь будет приносить прибыль около $9 (ARPU).
Несмотря на геополитическую ситуацию, РФ продолжает играть значимую роль на рынке AR/VR. Это возможно благодаря нескольким факторам. Во-первых, повсеместной поддержке государства технологических проектов. Во-вторых, увеличению количества стартапов, основанных на современных разработках и инновациях.
Указанные данные позволяют понять, что представляет собой рынок дополненной и виртуальной реальности. Далее коснемся вероятных тенденций в этой сфере и основных технологий, которые позволят ему развиваться и расти.
Значимые тенденции в дополненной и виртуальной реальности
Внедрение и практическое применение ИИ в AR/VR
Нейросети уже сейчас воспринимаются обществом, как нечто обычное и привычное. А дополненная и виртуальная реальность успешно проникли в деловую сферу и доказали, что у них есть огромные перспективы при совокупном и отдельном использовании.
Искусственный интеллект в AR/VR-тренажерах становится всё более значимым для профессиональной подготовки, особенно в сферах, где критичны софт-скиллы и стрессоустойчивость. AR/VR-среды с AI дают пользователю возможность взаимодействовать с виртуальными персонажами, контролируемыми нейросетями, что позволяет создавать сценарии, максимально приближенные к реальности.
В перспективе это позволит создавать рабочие пространства будущего, в которых будет максимальный уровень технологичности и интерактива. Также наверняка появятся устройства, способные еще лучше распознавать изображения.
Появление большого количества AR-аватаров
Если взглянуть на несколько лет назад, то тогда было крайне мало виртуальных лидеров мнений и значимых персонажей. Сейчас их количество стремительно растет, поскольку пользователи оценили и приняли подобные формы визуализации. В дальнейшем популярность таких образов будет только увеличиваться.
Главы компаний в ближайшем будущем поймут, что AR-аватары имеют обширные перспективы. По этой причине их начнут использовать очень активно:
- в виде помощников, способных консультировать и облегчать навигацию по торговым точкам и за их пределами;
- для эстетики, к которой стремятся все без исключения потребители.
Плюс аватары могут и будут задействованы в решении задачи по привлечению клиентов.
Проникновение технологий в веб-пространство
Долгое время дополненная реальность (AR) находила реализацию только в карманных гаджетах через мобильные приложения. То есть пользователям было необходимо скачать и установить на смартфон/планшет специальное ПО, которое открывало мир дополненной реальности.
WebAR, или веб-ориентированная дополненная реальность, сделавшая доступным взаимодействие с AR в веб-пространстве. Например, через знакомые всем браузеры Mozilla Firefox, Google Chrome и другие. И для этого не обязательно использовать телефоны, можно работать и на десктопных устройствах. Это стирает барьеры для практического применения технологий и повышения опыта взаимодействия с ними.
Интеграция инструментов AR в транспорт
За последнее десятилетие появились транспортные средства, способные перемещаться без участия человека. Они востребованы на рынке, поэтому производители машин будут интегрировать в них все новые фишки. Дополненная реальность станет одним из таких дополнений, способных вывести эксплуатацию т/с на новый уровень.
Постепенно произойдет переосмысление способов преодоления пространства для решения бизнес-задач и путешествий. AR в этих процессах сможет сыграть значимую роль, поскольку имеет все необходимое для обеспечения новых потребительских свойств продуктов и улучшения существующих возможностей.
Облачные технологии на основе AR
Если говорить кратко, то облако AR — это трехмерное пространство, с которым могут взаимодействовать приложения дополненной реальности. В нем контент может иметь устойчивую связь с его фактическим местоположением, что обеспечить прогнозируемый и понятный опыт AR на любых устройствах.
Подобное облако позволяет взаимодействовать в едином пространстве и быстро передавать необходимый опыт, независимо от расстояний между пользователями. Это сделает доступными новые формы делового сотрудничества, социального взаимодействия и участия в многопользовательских играх.
Использование совмещенных реальной и виртуальной среды (Phygital)
Физический и виртуальный контент могут быть совместимы. Такое состояние носит название Phygital. Оно имеет все шансы стать главным трендом ближайших лет. Практика интеграции цифровых и реальных продуктов найдет применение во многих сферах.
Указанные возможности вполне реализуемы. Это подтверждается постоянным совершенствованием новых технологий для отслеживания и инициализации объектов. Они помогают в добавлении AR к трехмерным предметам, хотя совсем недавно о таком взаимодействии можно было только мечтать.
Удаленные помощники нового уровня
Сложности с использованием цифровых продуктов, поиском товаров и получением услуг возникают повсеместно. С виртуальной и дополненной реальностью помощь в решении указанных проблем будет более качественной и оперативной. Сотрудники технической поддержки смогут отслеживать ситуации прямо в реальном времени и помогать пользователям разными способами. В том числе, через пересылку файлов, написанием комментариев и т.д.
Практическое применение AR/VR в образовательных процессах
По мнению многих экспертов, сферу образования в ближайшие годы ждет стремительный рост. В рамках этого тренда технологии виртуальной и дополненной реальности получат дополнительные горизонты для реализации.
Преподаватели смогут передавать знания в понятных и интересных формах, которые заинтересуют большинство учащихся. Это беспроигрышный вариант, позволяющий поднять качество обучения на другой уровень. Также использование AR/VR станет шансом для получения качественного образования для лиц, проходящих обучение дистанционным способом. Они смогут использовать все плюсы учебы в обычной среде.
Еще один плюс AR/VR в контексте образования — возможность совмещения технологий с работой. Иногда рабочие процессы требуют постоянного участия человека. Дополненная и виртуальная реальность позволит получать знания без отрыва от основной деятельности.
Расширенная реальность (XR) в виде медицинского оборудования
Технологии MR, AR и VR способны влиять на здравоохранение, расширяя и дополняя его возможности. Причем они могут быть реализованы, независимо друг от друга. Доктора смогут использовать любую из указанных технологий или каждую в произвольном порядке. Для переключения между ними не потребуются сложные манипуляции — все происходит в единой среде и практически мгновенно. Это повысит эффективность работы врачей, позволит им помочь большему количеству пациентов.
Чтобы перечисленные возможности нашли практическую реализацию, необходимо интегрировать XR-устройства в работу мед. учреждений. Здесь не обойтись без поддержки государства, поскольку указанная задача требует огромных финансовых и человеческих ресурсов. Нужно задействовать специальные службы, способные создавать качественные приложения для применения расширенной реальности в медицине.
Реализация навигации в определенных пространствах при помощи AR
Пользователи часто испытывают сложности с навигацией, особенно когда находятся в неоднородных и больших помещениях. Дополненная и виртуальная реальность сможет помочь для ориентирования.
Принцип действия таких навигационных систем будет схож с работой карт и GPS. То есть с помощью AR можно проложить путь до конкретной торговой точки. Это исключит ненужные потери времени людьми и повысит продажи магазинов (клиенты не будут уходить к конкурентам).
После перечисления основных тенденций виртуальной и дополненной реальности нужно сформулировать реальные изменения будущего под влиянием AR/VR
Каким видится будущее дополненной и виртуальной реальности?
В этой области появятся устройства, способные предоставить полезный и персонализированный опыт. В скором будущем знакомые всем гаджеты AR/VR получат улучшенные возможности. Например, шлемы или очки благодаря интеграции LTE станут полноценным дополнением карманных устройств. Пользователи смогут в моменте погрузиться в виртуальную и/или дополненную реальность с целью развлечения или в рамках профессиональной деятельности.
Бизнес начнет более активно взаимодействовать с разработчиками софта для AR/VR и производителями оборудования для масштабирования и опережения конкурентов. Возможности этого направления начнут использоваться в разных сферах, которые пока кажутся несовместимыми. На это указывает успешное применение виртуальной и дополненной реальности в здравоохранении, индустрии развлечений, торговле, продажах и т.д. При помощи указанных технологий ведется поиск клиентов, которым предлагается оптимизация рабочих процессов, более яркие впечатления от товаров и т.д.
С учетом сказанного необходимо понять, каким образом можно использовать перечисленные тенденции.
Понять и принять будущее с виртуальной и дополненной реальностью
AR/VR-технологии неизбежно поменяют окружающую действительность. В том числе, сферу бизнеса. Предпринимателям придется не только изучать это новое направление и знать обо всех существующих трендах, но и постараться интегрировать виртуальную и/или дополненную реальность в собственную деятельность. Это поможет получить дополнительный импульс для развития. В противном случае придется наблюдать, как конкуренты используют обширные фишки технологий и получают огромное преимущество.
Ответы на популярные вопросы
Каким образом расширенная реальность (XR) поможет быстро получать медицинские знания?
При использовании XR работники медицинской сферы смогут использовать элементы MR, VR и AR. Причем переход от одного элемента к другому будет практически мгновенным, что обеспечит врачей всеми необходимыми данными. Кроме этого указанные технологии откроют уникальную возможность совершенствования существующих и приобретения новых навыков без риска для здоровья реальных людей.
В чем отличие искусственного интеллекта и дополненной реальности?
Эти технологии имеют множество различий. ИИ позволяет обучать машины, которые способны взаимодействовать с пользователями, искать для них информацию, отвечать на вопросы, создавать контент и т.д. Дополненная реальность (AR) только дополняет существующий мир новыми элементами.
Чем VR может быть полезна бизнесу?
Существует множество вариаций по использованию виртуальной реальности в бизнес-процессах. Например, с ее помощью можно повышать эффективность работы компаний, повышать уровень обслуживания клиентов, снижать уровень текучести кадров и т.д. Международные корпорации давно обратили свой взор на это направление. Например, ExxonMobil и KFC уже применяют его для обучения сотрудников.
Каким образом может меняться цифровой опыт под воздействием AR на основе ИИ?
Дополненная реальность, в основу которой заложен искусственный интеллект, быстро и в понятной форме обеспечивает получение иммерсивного опыта. Такое совмещение технологий позволяет точно определять реакцию пользователей и в дальнейшем предоставлять им исключительно положительный опыт.