Геймификация в сфере финтех технологий

Артём Анищенко
CTO, сo-founder студии Digital Oxygen

В последние два десятилетия массовое внедрение цифровых технологий в финансовый сектор привело к появлению совершенно нового направления - финансовых технологий (FinTech). Подобные решения предусматривают принципиально иной уровень управления и взаимодействия между участниками финансовых сделок.

По мере обновления подходов к использованию финтеха все большая роль отводится процессу геймификации. Это мощный инструмент привлечения дополнительного клиентского внимания, увеличения степени вовлеченности пользователей и расширения финансового опыта. Применение игрового инструментария, например, наград, предложения различных интерактивных испытаний позволяет потенциальным потребителям финансовых услуг более полно взаимодействовать с финансовой средой.

Эксперты отмечают, в сфере финансов применение игровых процессов обладает огромными перспективами и отвечает интересам, как финансовых компаний, так и самих потребителей услуг.

Рынок геймификации и его участники

В условиях высокого уровня конкуренции бизнес может быть успешным только за счет использования инновационных подходов к его организации. Одним из таких нововведений является геймификация - внедрение решений из мира игровой индустрии в реальные процессы.

Высокую эффективность геймификация показывает в образовательной сфере, повышая качество обучения. Внедрение решений на основе игровых процессов способствует росту вовлеченности слушателей в процесс, повышает их интерес к материалу, мотивацию к достижению результатов. Применение элементов из мира игр, например, выполнено интерактивных заданий с последующим получением наград оказывает мощный стимулирующий эффект. В полной мере это относится и к бизнесу, получающему преимущества за счет перевода в игровой формат отдельных процессов, связанных с подготовкой персонала.

В управлении персоналом геймификация - это не только мотиватор трудового коллектива, но и инструмент для повышения его производительности труда. Использование конкурсов, заданий, вознаграждений за их выполнение обеспечивает положительные эмоции и одновременное обретение пользовательского опыта.

В финансовой сфере посредством внедрения элементов игры участникам рынка удается привлекать дополнительных пользователей и расширять возможности для взаимодействия с ними.

Для представителей финтех геймификация позволяет оптимизировать свои программные продукты и работу платформ в сторону упрощения использования и улучшения ощущений от выполнения рутинных операций. Персональный контроль целей, интерактивное образование, виртуальные награды, все это повышает степень активности потребителей в использовании собственных денежных средств с целью реализации финансовых целей. При высокой прозрачности геймификация способствует достижению результатов за счет повышения активности потребителя, что соответствует потребностям финансового института и его клиента.

Применение геймификации представителями банковской отрасли позволяет добиться:

  • изменения мотивации потребителей на долгосрочное взаимодействие с финансовым институтом;
  • выстраивания более тесных взаимоотношений финансовой компании со своим персоналом и клиентами;
  • расширять клиентскую базу уже существующих финансовых продуктов и знакомить потребителей с новинками, демонстрируя их эффективность и актуальность;
  • удерживать клиентов за счет бесконечности финансового взаимодействия и использования системы поощрений за активность потребителя финансовых услуг;
  • упростить реализацию рутинных операций, внедрить в такие действия дополнительную зрелищность;
  • иметь непрерывную обратную связь для контроля изменений интереса к предлагаемым финансовым продуктам;
  • стимулировать у потребителей чувство соперничества и желание приобщения к предлагаемым финансовым продуктам своих детей;
  • осуществлять сбор данных о клиентских предпочтениях с целью персонализации предложений.

Посредством применения геймификации обеспечивается рост финансовой грамотности пользователей. За счет углубленного понимания существующих финансовых продуктов они более эффективно их используют, что положительно сказывается на финансовом благополучии.

Посредством геймификации представители финтех индустрии получили возможность воздействовать на принципы и модели управления финансами, используемыми в обществе, что должно способствовать росту благосостояния потребителей услуг и их поставщиков. Одной из особенностей внедрения игровых элементов является доступность для компаний различных размеров, начиная с представителей малого бизнеса, заканчивая крупными корпорациями. Если первые в основном используют геймификацию для привлечения клиентов, то вторые для работы с собственным персоналом. Существуют сегодня и смешанные подходы, в которых внедрение игровых элементов соседствует с другими решениями.

Основные особенности геймификации

При рассмотрении геймификации необходимо понимать, что это не создание игры в прямом понимании этого слова, а использование игровых принципов в построении систем, относимых к неигровым направлениям деятельности. Геймификация строится на применении игровых механик, различных решений, распространенных в играх, и оказывающих на человека положительное (стимулирующее воздействие). 

Соответственно построенные на данных принципах системы в своем большинстве предполагают наличие факта соперничества между участниками и получения вознаграждения за достигнутые результаты. Создание же в бизнесе игровых систем, обладающих необходимой эффективностью, возможно только за счет установления ключевых показателей эффективности.

Геймификация строится на инстинктах человека, например, конкурентной борьбе. С учетом существования пирамиды вовлеченности происходит удовлетворение потребностей высокого уровня, включая обретение в обществе статуса, стремление к самовыражению, эгоистический альтруизм. В основе модели лежит предоставление пользователю возможности последовательного решения задач (выполнения заданий) с получением вознаграждения за каждый достигнутый результат в зависимости от уровня их сложности. Базовыми стимулирующими факторами выступают получаемые награды и значения достигнутого прогресса. Существенную роль в реализации геймификации занимают истории.

Преимущества и слабые стороны

Среди причин повышенного интереса представителей бизнеса к геймификации необходимо выделить:

  • непрерывный рост спроса в обществе на обретение нового опыта;
  • внедрение цифровых технологий и геймификации в различные сферы жизни;
  • повышение доступности IT-технологий и снижение их стоимости;
  • стремительные изменения на рынке в условиях роста значения сегмента онлайн.

Посредством реализации принципов геймификации увеличивается вовлеченность в процессы, возникает ощущение принадлежности. Особенно чувствуется этот эффект применительно к молодежи, представителям поколений Z и Y.

Вместе с этим при рассмотрении технологии необходимо учесть и ее слабые стороны. Во-первых, достаточно сложно увязать в единое целое корпоративные цели с целями геймификации. Во-вторых, она позволяет получить лишь краткосрочный эффект, поэтому для извлечения преимуществ на длинной дистанции ее придется постоянно поддерживать.

Потенциал геймификации в финтех

В сегменте финансовых услуг внедрение игровых принципов представляет собой достаточно сложную задачу, но непосредственно для финтех реализовать его значительно проще.

На сегодня рынок финтех демонстрирует стремительные темпы роста, что связано с общей цифровизацией общества и экономики, а также ориентацией на передовые инновации. Вместе с возникновением новых технологий появляются и более эффективные методики организации бизнеса, формирования продуктовой линейки. 

Среди наиболее перспективных направлений применения потенциала геймификации в финансовой сфере выступают онлайн-банкинг, деятельность необанков, управление личными финансами.

Необанками сегодня являются такие кредитные организации, деятельность которых по обслуживанию клиентов осуществляется исключительно в цифровом пространстве, традиционных офисов обслуживания клиентов они не имеют.

Независимые эксперты прогнозируют, что уже до конца текущего года суммарная рыночная стоимость необанков в 3 раза превысит их стоимость 2018 года. Клиентскя база таких банков за этот же период времени увеличится в 4 раза.

Несмотря на то, что для необанков существует несколько форм реализации, все они в одинаковой степени подходят для внедрения геймификации.

Полезные советы

Для практического изучения геймификации целесообразно рассматривать пример работы современного необанка. Строиться она должна на принципах добровольности участия, причем скрытые эффекты вызывают у окружения повышенный интерес.

Преимуществами применения геймификации в сфере финтех выступают:

  • рост узнаваемости компании на рынке;
  • расширение клиентской базы;
  • рост лояльности покупателей услуг;
  • обретение дополнительных конкурентных преимуществ;
  • формирование уникальных торговых предпочтений.

Если говорить о недостатках, то среди них:

  • потенциальная потеря консервативных клиентов, неприемлющих игровой формат;
  • сложность организации техподдержки или анализа потребительского поведения;
  • необходимость непрерывного обновления контента и внедрения новых игр.

Практическое применение геймификации в сфере финтех

Представители финансовой сфере активно внедряют элементы геймификации в свои приложения для повышения результативности бизнеса и обретения дополнительных конкурентных преимуществ.

Тинькофф Банк стал первым необанком в стране, отказавшимся от физического обслуживания клиентов. В своем приложении банк активно использует игровой инструментарий, например, предлагает различные титулы клиентам, бонусы за активность и достижения, игры внутри приложения и многое другое.

Кейсы по геймификации в финтехе:

1. "Монополия" от Тинькофф: интеграция классической игры в банковское приложение

В 2021 году Тинькофф Банк заключил договор с Hasbro для использования популярной игры "Монополия" в адаптированном онлайн-формате. Целью проекта было вовлечение пользователей через ко-маркетинг с партнёрами. В игре пользователи соревновались друг с другом, объединяясь в группы по 50 человек, а победители получали различные призы — от промокодов и сертификатов до денежных средств на карту. Партнёры предоставляли кешбэки на популярные товары, такие как пицца и одежда, что создавало дополнительный стимул для использования приложения.

Результаты:

  • В игру сыграли 654 тысячи человек.
  • Рост трат в супермаркетах составил 30%, а в категориях "Ювелирные украшения" и "Сувениры" — в 20 раз.
  • Ежедневная активность достигала 135 000 пользователей, а на пике — 210 000.

2. "Считалка" от Альфа-Банка: викторина с денежными призами

Осенью 2022 года Альфа-Банк запустил игру-викторину, где пользователи ежедневно отвечали на вопросы, связанные с деньгами и литературой. Призы предоставлялись за скорость и точность ответов, а среди вопросов были не только финансовые, но и культурные, что добавляло образовательный элемент в игровой процесс. Каждый день участники могли выиграть 200 рублей, а за три недели банк разыграл миллион рублей. Участники активно делились своими результатами в социальных сетях, что увеличивало виральность игры.

Результаты:

  • 4 872 победителя получили денежные призы на свои карты.
  • Посты в VK и Telegram собрали более 1,3 миллиона просмотров.
  • Клиенты делились успехами в соцсетях, получая дополнительные шансы на выигрыш и приводя новых пользователей.

3. "Ловлю на слове" от Сбер: повышение ценности бонусов через игру

В августе 2022 года Сбер запустил игру для участников программы лояльности СберСпасибо, в которой пользователи разгадывали слова и зарабатывали бонусы. Угаданные с первой попытки слова приносили 2 500 бонусов, которые можно было потратить у более чем 1 500 партнёров. Игра стимулировала использование бонусных баллов и создавалась для повышения интереса к программе лояльности. Ежемесячно проходили розыгрыши, где победители могли получить до 50 000 бонусов.

Результаты:

  • В игре участвовало 350 тысяч человек, каждый из которых в среднем проводил 53 минуты за разгадыванием слов.
  • Клиенты потратили 21 миллион бонусов в рамках геймификации, стимулируя покупки у партнёров программы.

Эти примеры показывают, как крупные финтех-компании эффективно используют элементы геймификации для повышения вовлечённости, увеличения расходов клиентов и создания вирального эффекта, приводя новых пользователей через социальные сети.

Применение в сфере финтех инструментов геймификации позволяет получать преимущества в различных направлениях деятельности, среди которых необходимо выделить:

  • помощь клиентам в повышении результативности финансовых операций, что ведет к росту доходов банка;
  • совершенствование пользовательского опыта для расширения числа клиентов и наращивания продаж;
  • применение в качестве формы социальной ответственности бизнеса, реализуемой через обучение представителей общества рациональным финансовым тратам.

Выбор разработчика приложений в игровом стиле

Успешно справиться с задачей создания надежного и функционального приложения могут только опытные разработчики. При внедрении в создаваемые программные продукты элементов геймификации потребуется привлечение подрядчиков, обладающих необходимыми навыками. При выборе компании-разработчика целесообразно опираться на следующие моменты:

  1. Первоначально необходимо изучить рынок для более точной фокусировки на целевую группу. Определяется уровень сложности создаваемого продукта. Для геймифицированных приложений обычно привлекают фулстек команды.
  2. Перед выбором исполнителя необходимо ознакомление не только с портфолио, но и живыми отзывами реальных клиентов по предыдущим проектам. Будет лучше, если информация будет получена от знакомых или людей при личном общении, к отзывам в интернете необходимо относиться с настороженностью, они требуют дополнительной проверки.
  3. Важным аспектом является послепродажная техническая поддержка. Ответственный разработчик всегда предлагает исправление ошибок, обновления для программного продукта, возможности его масштабирования, расширения функционала. Желательно выбирать компанию, которая будет оставаться рядом и после выполнения заказа.
  4. Создание приложение в области финтех представляет собой сложный и трудоемкий процесс. Если к нему добавить еще и геймификацию, степень ответственности разработчиков становится еще выше.

Команда Digital Oxygen обладает специалистами с большим опытом, которые готовы создать финтех-приложения любой степени сложности. Повышенное внимание к деталям, доскональное знание предмета позволяет внедрять различные элементы геймификации в создаваемые приложения, делая их еще более эффективными и востребованными на рынке.

Часто задаваемые вопросы

Есть примеры геймификации в финансовой сфере?

В качестве примера можно привести инвестиционные приложения, в которых предлагаются соревнования между трейдерами, предусмотрены наградные значки, существуют показатели прогресса. Такие программные продукты создают ощущение участия в игре, стимулируют пользователей более глубоко заняться изучением тему. Широко распространена практика предоставления кэшбека и различных стимулов для достижения следующего уровня, подталкивая пользователя к большей активности в работе с собственными финансовыми средствами.

Какую выгоду получают пользователи финтех от геймификации?

Применение методик геймификации способствует росту привлекательности финансовых задач для конечного потребителя. Возможность отслеживать собственный прогресс, получать вознаграждение в различных формах и интерактивный характер заданий делают процесс управления финансами более интересным, стимулируют углубленное изучение, а вместе с ним и принятие более рациональных управленческих решений.

Какие методики геймификации используются в финтех?

Наибольшее распространение получили системы вознаграждения, различные задачи с интерактивным выполнением и отслеживание прогресса. Вознаграждение в виде виртуальных наград, начисления баллов оказывает стимулирующее воздействие на потребителей, заставляет их более активно распоряжаться собственными финансами. Отслеживание прогресса обеспечивает визуализацию финансовых изменений, а интерактивные задачи делают их решение более привлекательным, наделяет клиентов дополнительной мотивацией к действиям за счет увлекательности самого процесса.

Предыдущая статьяСледующая статья
0(0)
75
14-20 минут
    Вам может быть интересно
    Этапы разработки мобильных приложений
    Мобильные приложения улучшают нашу жизнь...
    Сколько стоит создать мобильное приложение?
    Компания Digital Oxygen занимает лидирую...
    Сколько стоит создать приложение для iOS
    Итак, вы решили разработать мобильное пр...
    Разработка игр под Android
    Разработка игр для Android — работа мечт...
    Да кто такой этот ваш User flow?
    Имея на руках бизнес-цель, мы можем сфор...
    Делайте ставку на профессионализм: почему заказчики обращаются в студии разработки
    Современный мир невозможно представить б...
    Стоимость разработки приложения для Android

    В 2023 году количество активных польз

    ...
    Привлечь новых клиентов в уже существующий бизнес

    Мобильные приложения помогают продвин

    ...
    Разработка мобильного приложения

    Когда вы задумываетесь о разработке м

    ...
    Разработка игрового приложения

    Создание мобильных игр приносит колос

    ...
    Разработка AR-приложения

    AR-приложение может стать вашим конку

    ...
    Мы в жюри престижной премии Workspace Digital Awards
    Артём Анищенко - CTO, сo-founder студии ...
    «Красивый город» и 3-е место на премии Workspace Digital Awards
    Команда Digital Oxygen заняла третье мес...
    Геймификации в работе, HR и мотивации персонала
    Расскажем об особенностях геймификации, ...
    Этапы создания игры и внедрения игровых механик в b2b
    Что нужно, чтобы качественно геймифициро...
    Дополненная реальность AR в маркетинге и рекламе
    Технологии виртуальной реальности AR в п...
    VR-технологии в бизнесе и для бизнеса
    Расскажем зачем внедрять технологии VR в...
    AR-технологии - что такое и как использовать в бизнесе
    Технологии дополненной реальности размыл...
    Разработка промо-игр для брендов и компаний
    Промо-игры — еще один эффективный инстру...
    Геймификация приложений
    Благодаря геймификации мобильных приложе...
    Тенденции и прогнозы AR/VR на ближайшие годы
    Появление дополненной и виртуальной реал...
    Сколько стоит решение с дополненной реальностью
    Разработка приложений дополненной реальн...
    Геймификация в бизнесе
    Рассмотрим, как игровые техники могут бы...