Термин «геймификация» (иногда его заменяют словом «игрофикация») является относительно новым, поэтому его значение понимают далеко не все. Он означает внедрение игровых практик и механик в процессы, происходящие как внутри компаний, так и направленные на внешнюю среду с целью воздействия на продажи и для достижения маркетинговых целей.
Применение указанной техники преследует разные цели, но ключевой является мотивация. Но только если все процессы выстроены грамотно и с учетом особенностей конкретного направления деятельности.
В последние годы набирает популярность геймификация персонала. Она подразумевает использование соответствующих механик в обучении сотрудников. Из учебного процесса исключается рутина, поэтому он становится увлекательным и буквально захватывает участников коллектива. Далее расскажем об особенностях геймификации, реализуемой в реальных условиях.
Геймификация в компании: что это и чем отличается от обычных игр?
Если говорить максимально понятно, то это игровые методики. Они выступают триггерами к повышению мотивации персонала, сплачивают сотрудников и повышают их эффективность.
Лучше всего для внедрения подобных техник подходит обучение, где проще дополнить скучные процессы соревновательными и/или игровыми элементами. В результате приобретение новых знаний перестает быть чем-то скучным и сложным, становится привлекательным и интересным.
Важно разграничивать геймификацию рабочих процессов и прочие игры. Первая направлена на корректировку действий персонала, снижение количества ошибок и получение дополнительных навыков. Вторые призваны разряжать обстановку в коллективе и выступать в качестве объединяющих факторов (тимбилдинг).
Игрофикацию в управлении персоналом и обучении можно считать настоящей инновацией. Она превращает малоинтересные процессы в нечто увлекательное, повышает производительность каждого отдельного сотрудника и всей компании.
Геймификация: важный процесс или погоня за трендами?
Использование указанных техник — решение далеко не новое. Достаточно вспомнить СССР, где сотрудникам активно раздавали благодарности, грамоты, вывешивали портреты на доски почета, повышали их мотивацию и т.д. Затем на многие годы эта практика потеряла актуальность, а сейчас опять вернулась в корпоративную среду. Но теперь вместо грамот и знаков отличия практикуются активности, несущие в себе элементы настольных игр, популярных квестов и т.д.
Для людей в возрасте от 18 до 35 лет компьютерные развлечения являются неотъемлемой частью их молодости. Они прекрасно знают соответствующие механики, поэтому охотно и с интересом воспринимают их в контексте бизнеса. В некоторых компаниях геймификация настолько сильно интегрирована во внутренние процессы, что без нее сложно представить их корпоративную культуру.
Сферы применения?
Если где-то обучаются или ведут трудовую деятельность люди, там возможна геймификация! Причем конкретная сфера не имеет значение, поскольку этот инструмент достаточно универсальный. Пример: за определенное количество покупок магазины предоставляют скидки клиентам, а сотрудникам дают их за отсутствие прогулов и выполнение плана.
На практике геймификация сотрудников может использоваться, независимо от направления их деятельности. Это могут быть менеджеры, консультанты и т.д. Очень хорошо методы подходят «продажникам», т.е. тех сотрудников где широко применяют KPI. Кроме этого их нередко используют применительно к юристам, бухгалтерам, работникам на административных должностях. То есть тем, которые не привязаны к четким оценкам и KPI.
Ключевые задачи геймификации в HR
С момента своего появления указанная методика быстро набрала популярность. Оказалось, что можно быстро и значительно повышать мотивацию персонала в процессе игр. Также достижению высокой эффективности способствует стремительная интеграция в жизнь людей различных приложений.
Для наглядности следует привести результаты, которых позволяет достигать «геймификация»:
- увеличение гордости за выполняемую работу — впечатляющая динамика, показывающая изменения с 32% до 78% (источник);
- повышение эффективности сотрудников — улучшение показателей примерно на 60% (источник);
- желание персонала пробовать свои силы в новых направлениях;
- сближение работников, естественное образование команд.
Фактически игровые практики помогают бороться с основными проблемами, присущими компаниям любого уровня. Для этого существуют альтернативные неигровые методы и инструменты, но они менее эффективные и требуют больших затрат (временных, финансовых и т.д.).
При грамотном внедрении gamification позволяет решать целый комплекс задач:
- Повышение мотивации персонала. Работники становятся более лояльными к интересам компании, у них возрастает интерес к своим обязанностям и преданность организации (конкурентам сложней убедить их уйти).
- Поиск квалифицированных сотрудников. В процессе игры соискатели охотно проходят специальные тесты, позволяющие выбрать среди них наиболее подходящих, ответственных и активных. Причем никто не считает тестирование сложным или невыполнимым — все проходит в дружелюбной атмосфере.
- Увеличение продуктивности. Внедрение геймификации в работу — отличный способ побороть скуку и рутину. А когда у персонала увеличивается вовлеченность в решение текущих задач, автоматически повышаются мотивация и эффективность работы.
- Отработка профессиональных навыков. Игровые механики помогают сотрудникам повышать багаж профильных знаний, а также улучшать выполнение определенных операций.
- Соответствие корпоративной культуре. Она создается годами через важные для компании события, совместные мероприятия и т.д. Новым работникам сложно сразу вникнуть во все процессы и нюансы, понять и принять существующие ценности. При самом хорошем сценарии на усвоение информации уходит много времени, но когда она подается в игровой форме, это происходит намного быстрей
- Положительное изменение имиджа компаний. Когда только пришедшие или работавшие ранее сотрудники видят стремление руководства разнообразить типовые процессы и сделать их будни интересными, то априори начинают лучше относиться к фирме, у них возрастает мотивация. Это уменьшает количество увольнений и отменяет необходимость постоянного поиска персонала.
- Быстрое обучение и адаптация новых сотрудников. Приход в незнакомый коллектив — стресс для любого человека. Чтобы люди быстрей осваивались и начинали в полной мере применять свои профессиональные навыки, используется процесс геймификация.
Также нередко встречается применение в HR технологий виртуальной реальности. Таким образом компании проводят собеседование, знакомят сотрудников с местами работы и даже отрабатывают действия в случае наступления нештатных ситуаций.
Плюсы и минусы технологии
К преимуществам игровых механик относятся:
- Поддержание здоровой атмосферы в компании.
- Снижение вероятности возникновения конфликтных ситуаций среди персонала, либо их полное отсутствие.
- Способ быстро повысить мотивацию сотрудников и вывести бизнес на новый уровень.
Среди недостатков выделяются:
- Сложно донести до работников серьезность методики, поскольку изначально люди воспринимают ее слишком поверхностно.
- Нужны глубокие знания для разработки методик с учетом специфики компании и их успешного внедрения в рабочие процессы.
В каких случаях оправданно использование геймификации?
При всей своей эффективности эта методика может применяться далеко не всегда и не везде. В первую очередь она подойдет компаниям, где коллективы состоят преимущественно из молодых людей. К сотрудникам среднего или пожилого возраста подобные механики применимы в меньшей степени. Хотя и они могут с удовольствием принять «правила игры».
Геймификацию в управлении персоналом не следует практиковать в фирмах с низким уровнем заработных плат и нестабильным финансовым положением. В них персонал вряд ли положительно воспримет идею поиграть во что-то, поскольку озабочен своим достатком.
Если обобщить сказанное, то указанные механики помогут в следующих случаях:
- Регулярно возникают проблемы с выполнением плана.
- У сотрудников отсутствует интерес к работе, снижена эффективность и мотивация.
- Плохая атмосфера в коллективе, отсутствует или находится на низком уровне корпоративная культура.
- Частые увольнения, несмотря на высокий уровень заработной платы.
Запуск геймификации: пошаговое руководство
Применительно к персоналу указанные механики требуют определенных вложений: временных и финансовых. Если бюджет ограничен, можно сделать частичное внедрение. Пример: разработка и интеграция в рабочий процесс бонусной программы за выполнение персоналом поставленных задач.
По срокам игрофикация проходит в течение 3-12 месяцев и условно делится на несколько этапов. Рассмотрим каждый из них.
Определение целей
Нужно выявить приоритетные направления. Например, интегрировать новых сотрудников, повысить мотивацию коллектива или улучшить продажи менеджеров и т.п. Необходимо продумать и указать все нюансы, которые должна скорректировать методика.
Связь между задачами и показателями
Необходимо так подобрать цели, чтобы она поддавалась измерению. Например, улучшить продажи на 20% или снизить количество увольнений на 50%.
После формулирования задач останется определить подход и здесь есть нюансы. Так, для продажников самыми хорошими считаются денежные поощрения, а для IT-шников ценней повышение статуса.
Формирование ЦА
Следует четко определить, кто будет участвовать в игровых механиках. Нужно понять возраст сотрудников, их должностные обязанности, текущие успехи, мотивацию и возможные точки корректирования.
ВАЖНО: Для успешности этого этапа нередко используют на предприятиях анонимные опросы. В них персонал честно рассказывает о том, что требует улучшения.
Выбор конкретных механизмов
Наиболее эффективными считаются:
- бонусные программы — предполагают начисление баллов и очков;
- системы рейтингов — включают всевозможные соревнования по объемам продаж, количеству сделок и другим показателям;
- квесты — работникам нужно разгадывать головоломки, проходить уровни и т.д.
Методики можно чередовать и сочетать между собой. Ключевой момент — игры должны мотивировать и вызывать положительный отклик.
Поэтапная интеграция
Не следует сразу нагружать людей всеми входящими в процесс геймификации инициативами. Нужно производить внедрение поэтапно. Причем сначала следует интегрировать ключевые составляющие, а затем второстепенные.
Для повышения эффективности необходимо выбрать в компании ответственного сотрудника, который будет связующим звеном с персоналом и сможет поддерживать интерес людей к программе.
Ключевые ошибки при внедрении геймификации
Техники игрофикации нельзя назвать простыми, поэтому при их использовании никто не застрахован от ошибок. Рассмотрим самые распространенные.
Слишком сложный инструмент
Когда игровой процесс изобилует нюансами, это часто вызывает отторжение у сотрудников. Им придется разбираться во всем, а на это обычно нет времени. Геймификации в мотивации персонала должна быть максимально простой и понятной.
Малоинтересная механика
Выше говорилось, что ключевым моментом методики является интерес со стороны коллектива. Если предложенный вариант не вызывает обратной связи, то он априори не будет работать. Кто-то будет участвовать в играх без воодушевления, другие могут сослаться на занятость и просто их игнорировать. Можно заранее уточнить у людей, что им нравится.
Неверная схема
Чтобы игрофикация была эффективной, нужно максимально погрузиться в проблематику вопроса, изучить особенности компании и выявить причины отсутствия мотивации у персонала.
Когда определена конкретная цель (например, улучшить показатели отдела продаж), следует подобрать подходящие механики. Например, они могут быть направлены на освоение новых технологий в продажах или улучшение коммуникативных навыков.
Неправильное определение вложений и сроков
Несоответствие бюджетов и реальных затрат — еще одна распространенная ошибка. Также часто обозначаются слишком оптимистичные сроки, а на деле уложиться в них не получается.
Чтобы избежать подобных просчетов, нужно закладываться на худшие сценарии, то всегда указывать расходы, сроки и результаты по крайним значениям.
Использование «кнута»
Иногда геймификаторы кроме поощрений применяют практику взысканий. Этот инструмент следует применять очень осторожно, поскольку он может вызывать негатив, снижение мотивации и отказ от участия в программе.
Определение результатов геймификации
При использовании игровых механик важно помнить конечную цель их внедрения. То есть понимать, что в первую очередь необходимо не развлечь сотрудников, а скорректировать их на определенные действия для решения конкретных задач. В каждом конкретном случае они будут свои. Нельзя увлекаться играми, люди всегда должны помнить о необходимости улучшать продажи, демонстрировать мотивацию и/или приверженность компании.
Необходимо постоянно отслеживать степень вовлеченности персонала в игрофикацию. При снижении интереса или проявлении негативных реакций следует проводить корректирующие мероприятия. Когда интерес сохраняется, от работников идет обратная связь и позитив, то все сделано правильно.
Реальные примеры геймификации в компаниях
Указанная технология достаточно распространена в компаниях РФ, поэтому HR-менеджеры применяют разные инструменты. В их числе:
- Система рейтингов. За выполнение заданий сотрудникам начисляют очки. Их количество зависит от сложности действий. В конце каждого месяца и по итогам года подводятся итоги и выдаются поощрения. Метод отлично улучшает мотивацию.
- Ачивки. Клиентам и сотрудникам выдаются очки за успешно сделанную работу. Окружающие видят, что руководство отмечает отличившихся и стремится соответствовать их уровню.
- Квесты. Когда рабочий процесс превращается в некое приключение, это хорошо отвлекает персонал от серых будней. Это пробуждает интерес к самим квестам и работе.
- Соревнования. Почти каждый человек желает быть первым во всем. Исключение — люди, полностью лишенные амбиций. И когда между отдельными сотрудниками, отделами или филиалами проводятся состязания, это сильно мотивирует на победу, пробуждает дух соперничества.
С течением времени в игрофикации наверняка появятся другие методики управления. Они будут учитывать веяния времени, специфику компаний и прочие нюансы бизнеса.
Выводы
Популярность геймификации резко возросла за последние несколько лет. Специалисты поняли, что игрой можно влиять на персонал и улучшать общие показатели организаций. Эффективность этого направления объясняется желанием большинства людей играть и стремлением разнообразить монотонные будни.
Если ваша компания нуждается в подобной помощи, Digital Oxygen сможет повысить мотивацию работников, снизить текучесть кадров, улучшить продажи и т.д. Предварительно можете получить подробную консультацию по внедрению игровых механик, которые помогут преобразить рабочий процесс и повысить вовлечённость сотрудников