Геймификация давно интегрирована в повседневную жизнь. Она позволяет сделать более интересными скучные и однообразные процессы. Происходит это путем добавления игровых элементов в учебу или рабочие будни. В итоге интерес и мотивация пользователей повышаются, они с энтузиазмом выполняют поставленные задачи в отведенный срок. Если говорить проще, то геймификация исключает рутину!
Практика показывает, что это направление отличается универсальностью. С высокой эффективностью оно применяется в самых разных сферах: от классических продаж и маркетинга до HR и рекламы. Например, геймификацию активно используют для улучшения экономических показателей, обучения персонала и повышения интереса сотрудников к текущим целям компании.
Для создания полноценной системы необходимо несколько составляющих. Это поведение, вознаграждение, метрики и механика. Без них вряд ли получится интегрировать геймификацию в ту или иную область человеческой деятельности.
Ключевые факторы для успешного внедрения геймификации
Следует понимать, что геймификация — это совокупность процессов, запускаемых для достижения максимального результата. То есть и отношение к технологии должно быть серьезным. Она требует проработки нескольких важнейших аспектов, в числе которых:
Изучение целевой аудитории (ЦА)
Необходимо представлять себе тех, кто вовлечен в исследуемое направление. Нужно проанализировать уровень загруженности этих людей, выявить интересы и понять нюансы их деятельности.
Равные возможности и понятные правила
Следует четко донести до всех участников правила новой «игры». Они должны понимать, что от них хотят и осознавать равенство шансов на успех. Нельзя давать преимущество отдельным лицам или группам, это приведет к негативным реакциям.
Полное понимание целей геймификации
Важно четко сформулировать задачи, которые должна решить геймификации. При этом важно обозначить KPI или другие сравнительные показатели для определения эффективности методики на каждом этапе ее реализации.
Выбор подходящих стимулов
Если ЦА не стимулируют предложенные льготы и преференции, то глупо рассчитывать на успех геймификации. Например, в качестве бенефита выбрана премия 10 тыс. рублей при зарплате сотрудников 100 тыс. рублей. За эту сумму никто не станет менять отношение к работе.
Баланс между спамом и отсутствием обратной связи
В рамках любого проекта участники должны получать своевременные консультации. Если обратной связи не будет, отношение людей изменится на негативное. В то же время нельзя засыпать ЦА повсеместными напоминаниями, которые также сильно раздражают.
Оптимальная продолжительность и правильное время
Нельзя делать программу слишком долгой (она утомит и надоест) и короткой (при недостатке времени участники не успеют проникнуться предложенными идеями). Сам период проведения должен попадать на то время, когда у сотрудников нет пиковых нагрузок. Например, срок 3-4 недели считается нормальным.
Геймификация: типовые ошибки и методы их исключения
№ 1: Недостаточная (отсутствующая) мотивация
Невозможно обеспечить вовлеченность людей без дополнительной стимуляции. Если она плохо продумана, недостаточная или чрезмерная, никто не захочет выполнять предложенные действия. Сотрудники должны понимать, что за участие получат нечто ощутимое.
Ошибку легко исключить, если:
- формировать увлекательные задания;
- в качестве мотивирующего факта выбирать взаимодействие, а не внутреннюю конкуренцию;
- помогать в получении новых знаний/навыков;
- уменьшить материальные вознаграждения (когда на кону стоят материальные ценности, то задания для их получения воспринимаются в виде барьеров);
- учитывать мнение сотрудников при принятии ключевых решений;
- делать акцент на значимости результата;
- оставлять возможность выбора.
№ 2: Работа без обозначения конкретных целей
Игровые механики способны увлекать и развлекать, но они должны делать это в контексте четко обозначенных целей. То есть нельзя интегрировать элементы игры только ради забавы, поскольку такие действия априори будут восприниматься не очень серьезно. Но когда цель сформирована и представлена, сотрудники будут планомерно идти к ней.
Чтобы избежать этой ошибки, достаточно до запуска геймификации продумать план действий. Он должен содержать четкую цель и эффект от ее достижения. Например, увеличение лояльности или вовлеченности.
№ 3: Слабая (отсутствующая) коммуникация и плохой мониторинг
Отслеживание действий сотрудников — обязательная составляющая успеха. Это помогает своевременно выявить ошибки геймификации, а также внести необходимые корректировки. При отсутствующем мониторинге любые проблемы будут накапливаться, что снизит эффективность обучения и ухудшит сосредоточенность людей.
Проблема решается путем выстраивания диалога и обеспечения регулярной обратной связи по всем интересующим вопросам. Таким образом можно на ранних стадиях выявлять любые «подводные камни» и сохранять высокую вовлеченность участников.
№ 4: Чрезмерная сложность
Иногда организаторы слишком увлекаются в своем стремлении удивить сотрудников. Они предлагают сложные правила, которые невозможно сходу запомнить. Людям приходится периодически повторять условия, что неизбежно приводит к расфокусировке их внимания.
Избежать ошибки поможет упрощение — чем понятней и доступней программа, тем проще обеспечить вовлеченность окружающих. Каждый должен понимать, что получит за конкретные действия. Например, за определенное количество завершенных сделок менеджер получит столько-то баллов.
Хорошо зарекомендовали себя следующие механики:
- соревнования с уровнями, рейтингами и баллами;
- коллекционирование со знаками, вознаграждениями и т.д.;
- погружение с интересными сценариями и героями.
№ 5: Упор на одну механику в ущерб другим
Часто можно увидеть, как при реализации геймификации используется соревновательный эффект. Он работает, но должен применяться наряду с другими инструментами. Например, с командной работой. Если предложить людям только конкуренцию и достойное вознаграждение, они сосредоточатся на них, забудут про учебу и получение новых навыков. Получится, что игровые механики используются не по назначению.
Исключить подобные ошибки можно путем расстановки приоритетов. В первую очередь необходимо стимулировать и поощрять работу в команде, а личные достижения делать второстепенными. Это обеспечит максимальную продуктивность.
№ 6: Перебор с наградами
Стимулировать сотрудников для участия в геймификации — нормальный подход. Но количество вознаграждений не должно выходить за рамки здравого смысла. Подарки и другие преференции призваны выступить в качестве дополнительных стимулирующих аспектов, а не быть единственной целью участников. Всегда следует проговаривать цели программы и только потом стараться вписать механику в конкретный проект.
Исключить ошибки поможет сокращение числа подарков. Участники должны получать их только за достижение определенных этапов, промежуточных и конечных целей. Таким образом в процессе выполнения заданий никто не будет бесконечно вспоминать по вознаграждения.
В числе наград следует выбирать такие:
- сюрпризы — их получают неожиданно, что еще больше мотивирует на выполнение заданий;
- коллекции — необычные награды пробудят у сотрудников дополнительный интерес, они захотят выполнить задание ради уникального подарка;
- достижения — участники знают, что для вознаграждения им нужно добиться определенного результата (пройти тестирование, повысить КПД и т.д.).