Выставки, музеи и всевозможные экспозиции вынуждены использовать разные средства для привлечения посетителей. Независимо от масштаба и характера мероприятий, их организаторы стремятся получить широкую аудиторию. Это прямой путь к популярности и коммерческому успеху.
В последние годы эффективными инструментами привлечения становятся иммерсивные технологии. Они буквально «приковывают» внимание окружающих и зачастую вызывают вирусный эффект, когда проекты становятся известными за короткое время.
На чем основаны AR-технологии?
Технология базируется на использовании геометок, определенных плоскостей и маркеров. Примерами маркеров являются лого, изображения, QR-коды и даже привычные всем предметы. Выбранный элемент инициирует запуск дополненной реальности, в результате появляется виртуальный объект. Причем он находится в нужном месте, где его лучше всего видно.
Триггером на запуск AR может быть и человеческое лицо. На этом эффекте основаны известные многим маски. Аналогичный принцип работу у «оживающих» картин. Для них маркерами выступают изображения. После их распознавания на экране появляются новые элементы и/или происходят действия.
Также AR-технологии позволяют формировать целые скульптуры. Их размещают в общедоступных локациях, где любой человек может полюбоваться интересным трехмерным изображением. Наблюдать за такой новой реальностью можно в определенных местах. Их привязка к реальным объектам происходит при помощи геолокации.
Принцип работы AR в музеях и выставочных пространствах
При посещении музеев гости читают специальные таблички, слушают экскурсоводов или используют аудиогидов. Таким образом они получают сведения о находящихся в учреждении экспонатах. С дополненной реальностью все проще и намного интересней. Например, посетитель может запустить камеру на своем смартфоне, навести ее на табличку с информацией об известной исторической личности и получить «вау эффект». Указанный персонаж появится на экране в виде трехмерного объекта и расскажет о своей эпохе.
Аналогичный результат можно получить с любыми животными. Например, мамонтами, саблезубыми тиграми, динозаврами и прочими вымершими видами. Их можно не только отобразить, но и заставить перемещаться, издавать характерный рык и т.д. Когда такие представители фауны появляются в стенах музея, посетители приходят в восторг. Они получают возможность увидеть то, что лицезрели наши далекие предки.
Также AR-технологии открывают доступ к утраченным реликвиям и архитектурным сооружениям. По понятным причинам они не сохранились до наших дней, но при помощи дополненной реальности могут быть воссозданы с потрясающей детализацией. Можно вращать объекты и рассматривать их с любых ракурсов.
Как происходит формирование дополненной реальности?
Если говорить максимально упрощенно, то для создания приложения с дополненной реальностью нужны две вещи:
- виртуальное изображение;
- смартфон с камерой.
Картинка накладывается на видео и получается новая реальность. Но это в очень простом изложении. Чтобы ПО работало корректно, нужно сначало «нарисовать» нужную графику прямо на картинке в камере гаджета. Кроме этого новые объекты необходимо привязать к реальным, часто привязка идет к маркерам или плоскостям (пол, стены).
Но и это еще не все. Недостаточно грамотно привязать метки, нужно еще учесть точки размещения устройств (смартфонов, планшетов и т.д.). В основном для этого задействуются алгоритм компьютерного зрения, в качестве вспомогательных компонентов - акселерометр (отслеживает положение), гироскоп (определяет ориентацию в пространстве) и компас. Только так удается добиться корректного отображения виртуальных объектов, независимо от положения устройств.
Для создания приложения с AR необходимы соответствующие инструменты. Они доступны на специальной платформе, позволяющей создавать абсолютно новые программы и добавлять элементы дополненной реальности в существующий софт. Кроме этого для реализации такого проекта требуется любое устройство, оснащенное камерой. Это может быть обычный смартфон, ноутбук, ПК, а также умные очки.
Причины популярности AR в музеях и на выставках
Указанная технология применима в разных сферах. Но именно в рамках выставок, музеев и различных арт-пространств дополненная реальность раскрывается лучше всего. Этому есть объективные причины. Остановимся на основных.
Максимальная наглядность
Новые поколения не представляют себя вне мира высоких технологий. Им важен и нужен визуал, через который пользователи получают нужную информацию. Например, для них очень интересно при помощи своего смартфона оказаться в Древнем Риме или какой-то другой исторической эпохе.
С дополненной реальностью посетитель может увидеть события прошлого, посмотреть на шедевры архитектуры и искусства. Это могут быть знаменитые пирамиды, сфинкс, скульптуры во Флоренции, английский Кафедральный собор, пещерная церковь недалеко от Воронежа и т.д.
Возможность увидеть любые экспонаты
Площадь и возможности любого музея ограничены. Нельзя собрать все лучшие экспонаты на планете и разместить в одном пространстве. Можно лишь послушать рассказ об известных людях, объектах и событиях ушедших эпох. Но если задействовать AR-технологии, кажущаяся невозможной задача становится реальной.
Можно реконструировать арт-объекты, архитектуру, картины, иконы и прочие объекты. У большинства людей они способны вызвать неподдельный интерес своей уникальностью и недоступностью в реальном мире. Некоторые из таких произведений существуют и сегодня, но они полуразрушены или сильно изменены. С дополненной реальностью можно увидеть все в оригинале, что бесценно.
С AR можно продемонстрировать посетителям неограниченное количество экспонатов. Причем сделать это в удобном и понятном формате, позволяющем тщательно ознакомиться со всеми особенностями артефактов. Все это вызывает яркие эмоции, которых невозможно добиться путем показа картинок или рассказов гида. Такие визиты запоминаются надолго или навсегда.
ВАУ-эффект
Удивить — одна из ключевых задач выставки или музея. Никому не хочется посещать места, где все знакомо и однообразно. С дополненной реальностью гости получают настолько сильные впечатления, что они не идут ни в какое сравнение с обычными мероприятиями.
Здесь важную роль играет развитие современной техники. Качественные экраны обеспечивают высокую детализацию и максимальный реализм. С ними можно по-настоящему погрузиться в прогулки по садам Версаля или Семирамиды, оказаться в эпицентре средневековых сражений или увидеть, как устроены сложнейшие изобретения Леонардо да Винчи.
Подобные инсталляции вызывают огромный интерес у публики. Люди подолгу рассматривают представленную графику и получают от посещения музея намного больше впечатлений, чем изначально рассчитывали.
Быстрый доступ к нужным сведениям
Гости музея или выставки приходят за зрелищем. Они не хотят использовать сложные алгоритмы для получения информации и визуала. С дополненной реальностью можно практически мгновенно обратиться к нужной теме. Для этого достаточно запустить приложение и навести камеру на экспонат. Сразу же на экране появляются нужные сведения. Например, воссозданная реликвия V века до н.э., процесс создания шедевра живописи или утраченное архивное видео.
Создание интереса и увеличение посещаемости
Если гости музея решают установить приложение для демонстрации дополненной реальности и видят пользу этого ПО, то они становятся лояльны к учреждению. Что это значит? В дальнейшем люди будут рекомендовать выставку или музей своим друзьям и знакомым, а также чаще посещать проводимые там мероприятия.
Такая аудитория с высокой долей вероятности будет нормально воспринимать рекламные сообщения о предстоящих мероприятиях, изменениях работы музея и т.д. То есть она будет в курсе жизни учреждений. Такое взаимодействие со временем станет привычным, от него уже никто не захочет отказываться.
Предельная вовлеченность
Живущие сейчас люди могут только догадываться о жизни в прошлом. Да, существуют найденные археологами экспонаты и исследования ученых, но они не способны достоверно воссоздать быт, привычки древних, инструменты и прочие аспекты прошедшего времени. С дополненной реальностью можно сделать картины «живыми», увидеть процесс постройки удивительных сооружений или создания предметов искусства.
Также при помощи AR можно увидеть знаменитых людей своего времени (Пикассо, Наполеон, Гагарин и т.п.), познакомиться с поведением вымерших животных, в деталях разглядеть астероид или летящую в космосе комету. Все это будоражит воображение и заставляет регулярно посещать музеи.
Дополнительный плюс технологии в том, что при изучении экспозиции посетители могут быть не только пассивными наблюдателями. В некоторых случаях у них появляется возможность поучаствовать в процессах. Например, совершить какое-то действие и стать частью интересного процесса. Такие моменты не только увлекают, но и запоминаются.
Совмещение развлечений и обучения
Большинство людей не задерживаются у музейных экспонатов. Они быстро осматривают их и двигаются дальше. Только когда посетители слушают гида, то получают полезные сведения. С AR они будут не только наблюдать за объектами, но и увлеченно слушать сведения о них. Таким образом гости лучше поймут задумку автора (в случае с произведениями искусства) или узнают больше об истории какого-то сооружения.
Указанное выше утверждение имеет научное обоснование. Группа исследователей с Тайваня изучала реакцию посетителей музея на различные информационные системы. В результате своей работы они пришли к выводу, что при использовании дополненной реальности люди максимально погружались в процесс и получали больше всего знаний.источник
Снижение затрат
В последние годы наметилась тенденция использовать в музеях и на выставках интерактивное оборудование. Это оправданно, но дорого. Далеко не каждый музей может позволить себе приобрести подобную технику. И практически никто не способен оснастить ей все экспонаты. Если использовать приложение с AR и телефон, то указанные затраты теряют смысл. Каждый человек может получить персонального гида, который расскажет и покажет много интересного.
Понятный формат данных
Существуют данные статистики, согласно которым почти половина всех посетителей музеев предпочитают осматривать экспонаты без участия консультантов. Им гораздо проще и удобней прочесть что-то об увиденном в интернете. Для них дополненная реальность станет настоящим спасением — она поможет без дополнительных усилий получать нужные сведения и больше узнавать об экспозициях.
Также перспективным выглядит размещение специальных маркеров на музейной печатной продукции. При изучении буклетов или открыток людям будет достаточно навести на метку телефон, чтобы узнать много интересного. Причем ознакомиться с данными можно после посещения мероприятия.
Изучение собственной аудитории
Каждому музею полезно понимать, кто именно интересуется его программами. Приложение позволяет собирать сведения о посетителях и анализировать интерес публики к каждому залу. Среди собираемых данных есть возраст и пол гостей, что облегчает планирование дальнейших мероприятий и повышает их шансы на успех.
Основные плюсы дополненной реальности для музеев
Технология AR непрерывно совершенствуется. Уже сейчас она может успешно применяться в музеях, а в будущем наверняка станет их неотъемлемой частью. К этому есть все предпосылки.
Если говорить более конкретно, то дополненная реальность дает выставками музеям массу плюсов:
- Расширение аудитории. Это положительно скажется на доходах и культурном развитии общества.
- Представление экспонатов в интересном формате. Вместо картинок люди увидят «живых» древних животных и исторических личностей.
- Вовлечение посетителей в процесс. Если добавить к созерцанию экспонатов элементы игр, гости окажутся максимально увлечены и с удовольствием будут воспринимать информацию.
- Регулярное обновление экспозиций. Можно разместить в музеях буквально все, причем сделать это с минимальными затратами.
- Воссоздание объектов и событий прошлого. С дополненной реальностью посетители могут увидеть историю древних городов, изобретений, сооружений и т.д. Также у них появляется шанс увидеть события, происходившие много веков назад.
- Увеличение интереса к знакомым экспонатам. Некоторые скульптуры, картины или скелеты вымерших животных пересмотрены на сотни раз. AR поможет вернуть интерес к ним.
- Своевременное уведомление ЦА о мероприятиях. Информирование о будущих выставках позволит всегда набирать полные залы.
При использовании в музеях дополненная реальность является эффективным инструментом по увеличению интереса посетителей. А поскольку технология имеет безграничный потенциал для развития, то ее может использоваться на постоянно основе. Она позволяет сделать музеи коммерчески успешными и положительно повлиять на социум.
AR является примером успешного совмещения высоких технологий и культурной составляющей. С дополненной реальностью люди не только с интересом узнают что-то новое, но и получают шанс увидеть недоступные сегодня экспонаты/объекты. О таких возможностях совсем недавно можно было только мечтать, а сегодня они становятся привычной реальностью.