Вы можете прямо сейчас оказаться на макушке Большого Сфинкса в Гизе — а в следующие несколько секунд идти в скафандре по поверхности Марса. И это не кадр из фантастического фильма. Эффект полного погружения можно испытать прямо сейчас с приложениями виртуальной реальности. Создание этой технологии стало настоящей революцией в мире видеоигр, кинематографа и не только.
Где используется разработка VR?
Для многих первая ассоциация — игры. Действительно, когда вы оказываетесь за рулем болида Gran Turismo 7 или сражаетесь с живыми мертвецами The Walking Dead: Saints Sinners, кажется, что будущее уже наступило. Но технология может гораздо больше, чем просто развлекать пользователей.
Как это работает?
Вы получаете личный телепорт для переноса из привычной среды в смоделированную с полным ощущением присутствия. Все, что нужно для этого — смартфон или компьютер и гарнитура, например очки Samsung Gear VR или шлем Oculus. Гарнитура реагирует на движения вашей головы или глаз — когда вы поворачиваете голову, угол обзора меняется, как в обычной жизни. Дисплей находится так близко к глазам, что человек не видит его краев. Чтобы мир казался трехмерным, в PlayStation VR, Oculus Rift и других устройствах встроены два дисплея: мозг обрабатывает картинки и создает цельное, «глубокое» изображение. Линзы перед дисплеями добавляют реалистичности. Еще один важный момент — частота смены кадров: если для видеоигр достаточно 30 кадров/сек., то для создания виртуальной реальности нужно не меньше 90 кадров/сек. Кроме того, чтобы еще успешнее «обманывать» мозг, производители, например Sony, используют тактильные датчики: дают ощущение ветра в волосах или вибрации от шума. Игрок полностью взаимодействует с VR средой: перемещается по миру, берет и использует объекты и т. д.
Отличия VR от AR
AR — дополненная реальность. Вы остаетесь в нашем мире, но привносите в него созданные виртуально объекты. Самый простой пример — маски в Instagram, а также мегапопулярная игра Pokemon GO, когда на улицах и даже в вашей квартире возникают смешные существа-покемоны.
VR, наоборот, переносит вас в другой мир. Это могут быть, например, разные уголки земного шара. Так, в проекте «Белый Мишка» мы отправили пользователей в путешествие за полярный круг. Они увидят, в каких условиях живут белые медведи, а также попробуют поймать нерпу и накормить северного хищника. Также это может быть вообще другой, вымышленный мир. Для производителя препаратов для агрокультур «БиоЭра-Москва» мы придумали путешествие в микромир внутри почвы, чтобы наглядно показать, как работает его продукция и как она отражается на росте растений.
Где еще применяется VR?
- Обучение. С новыми технологиями гораздо легче мотивировать школьников и студентов. Сравните: сидеть над учебниками или путешествовать вместе с Васко да Гама и разбирать теорему Пифагора вместе с самим Пифагором.
- Маркетинг. Сложно придумать лучший способ показать ваш продукт или производство целиком. Где бы ни находились ваши клиенты, они в любое время смогут побывать у вас, проверить, как работает товар, и посмотреть, что у него внутри.
- Промышленность. В основном, для обучения. С VR-технологиями ведется разработка специальных тренажеров, где сотрудники, например, отрабатывают порядок действий при экстремальных ситуациях, учатся управлять оборудованием. Также VR позволяет сделать прототип техники до начала производства.
- Социальная сфера. От текстовых чатов и фотографий мы переходим в виртуальную реальность — создаются площадки, куда можно прийти и пообщаться с друзьями или коллегами из других городов с эффектом, как будто вы находитесь на общей кухне или в опенспейс.
Что нужно для VR-разработки?
Мы в Digital Oxygen были одними из первых, кто начал в России заниматься AR и VR-технологиями. И до сих пор этот рынок в нашей стране находится в зачаточном состоянии. Свою нишу в виртуальной реальности может найти и новичок — правда, ему потребуются навыки 3D-моделирования, знание языков C, C++, C# и наборов инструментов для создания ПО SDK.
Необходимое оборудование:
- Компьютер, рекомендуемые характеристики — процессор Intel Core i5-4590 или AMD FX 8350, видеокарта NVIDIA GeForce GTX 1060, оперативная память не менее 8 Гб.
- Устройства VR — гарнитура для связки со смартфоном или ПК, для тестирования вашего приложения.
На устройствах остановимся подробнее. Они классифицируются по степени свободы — DOF. От нее зависит, как вы будете взаимодействовать с вымышленным миром. 3-DOF (три измерения) — гарнитура, например Samsung Gear VR, позволяет двигаться вверх, вниз и в стороны, но не вперед и назад. 6-DOF (шесть измерений) используется, например, в Oculus Rift, дает возможность передвижения в шести направлениях, в том числе вперед и назад.
Выбрать VR-устройство нужно до разработки, потому что от этого зависит, какой вам понадобится язык программирования, какой движок и какие SDK. Если вы только учитесь, начните с простых Google Cardboard.
Основные движки для создания виртуальной реальности:
- Unity на C#.
- Unreal Engine — C++ и Blueprints Visual Scripting.
Оба подходят для всех видов устройств, SDK есть для каждого движка. Unity рекомендуют и для начинающих, и для профессионалов, есть много учебных ресурсов. На Unreal делают дорогие сложные проекты для консолей. У Unity много тарифов, есть бесплатная версия, Unreal бесплатный, вы платите 5 % от дохода только при превышении суммы в 1 млн долларов.
Также для VR нужны 3D-модели. Можно взять готовые шаблоны, например Free3D или Sketchfab, это хороший вариант для новичков, но для серьезных проектов нужны уникальные. Вы вряд ли захотите, чтобы у вас были те же элементы, что и у конкурентов. Кроме того, приложение, собранное из готовых ассетов, не смотрится единым целым, кажется, что оно сделано из кусочков. Чтобы создавать модели самостоятельно, вам понадобится Blender, Autodesk 3ds Max или другая программа, а также навыки 3D-сканирования. Так вы сможете переносить объекты из реального мира в виртуальную реальность. Для работы с фото и видео в формате 360° нужна камера, например Samsung Gear 360.
Этапы разработки VR-приложений:
- Идея. Что вы делаете, для кого, чем отличаетесь от конкурентов. Насколько реалистичной должна быть графика. На каких устройствах будет использоваться приложение.
- Прототип. Это набросок будущей виртуальной реальности, его создают, чтобы сделать вашу идею более осязаемой и извлечь из нее все, что возможно.
- Появление VR-мира. Предметы, техника, персонажи, плоскость, на которой они находятся, анимация, карты территорий и многое другое.
- Логика. Параллельно программисты пишут код для связи всех элементов, добавляют интерактивность, также разрабатывается среда, интерфейс будущего приложения. Далее все собирается в единое целое.
- Тестирование. Перед релизом обязательно нужно проверить, нет ли сбоев и ошибок, в том числе при запуске на разных устройствах и при максимальной загрузке.
- Запуск и последующая поддержка. Теперь ваше приложение будут проверять пользователи. А вам нужно следить за обратной связью, своевременно корректировать и масштабировать проект.
Если вы готовы стать VR-разработчиком, пробуйте. Освоить технологию вполне реально самостоятельно, после обучения и практики. А если у вас просто есть идея и вы хотите получить приложение или игру, созданную с первого раза без багов и других проблем, обращайтесь в Digital Oxygen. Наши эксперты оценят проект даже по словесному описанию в течение дня.